Если довериться Капе, то рэп - это чисто русская музыка для реальных пацанов, и афроамериканцы не имеют к ней никакого отношения.
Рэп-волна в Россию нахлынула четыре года назад. Каждый второй подросток нацепил тогда широкие штаны, бейсболки, большие рюкзаки, а главным атрибутом был плеер, в котором беспрерывно звучала рэп-музыка. Сейчас рэп не вызывает такого ажиотажа. Но остались люди, верные своим рэп-идеям. Люди, которые продолжают заниматься рэпом, внедряя его в широкие массы.
Когда-то нам было по пятнадцать лет, мы кричали «Ёоу!» и считали скинхедов заклятыми врагами. Много что поменялось. Диски с «Eminem» покрылись пылью, зато музыкальная коллекция забита «альтернативой» и роком. А ведь еще недавно Самара была переполнена рэп-исполнителями. «Солдаты бетонной лирики» - Шайн и Капа - читали свои тексты на площадях, и тысячи молодых сердец отбивали ритм их речитативов. Чего же сегодня добились эти ребята?
Легче всего было выйти на Шайна - его телефон находился в базе данных города Самары. Однако ловили мы его долго, видно, парень нашел себе работу, и его невозможно было застать. Когда же наконец мы услышали его дивный голос, он сказал: «Ой, ну не знай. Не сегодня. Может, завтра. А вообще-то нет, извините. Я этим пока не занимаюсь. Позвоните-ка лучше Капе». И дал его телефон. Да, энтузиазма полные широкие штаны! А вот Капа оказался дружелюбнее, согласился с нами встретиться в этот же день у парка Гагарина в четыре часа.
Как вы думаете, сколько нам пришлось изучать схему парка, нарисованную на входе, в ожидании опаздывающего кумира подростков? Мы даже успели сходить домой и попить горячего кофе - была ужасная погода. И все же мы его дождались, но то, что мы увидели, нас сразило. Вместо широких штанов и кроссовок с развязанными шнурками на крутом рэпере были классические брючки, не менее классические туфли и кожаная куртка-пиджак. Да уж… На улице стоять стало совсем холодно, и мы пригласили Капу к себе домой.
«Шеф, Купер, Каста - по пацановским понятиям никто»
- Как переводится твой ник?
- «Капа» имеет три значения. По-итальянски - «шеф», «босс». В японской мифологии - это чудовище, убивающее самураев. Ну и перед боем боксеры вставляют в рот капу, чтобы зубы не выбили.
- Почему ты выбрал именно его?
- А я его не выбирал, мне его дали лет пять назад.
- Когда ты начал заниматься рэпом?
- Классе в восьмом. Сначала писал какие-то стишки, в принципе, как все в таком возрасте. А потом увлекся. Теперь это мое главное хобби.
- Где тебя можно услышать?
- Везде. В августе вышел наш альбом под названием «Шайка» (то есть ШАЙн и Каппа). Купить его можно везде. К тому же мы выступаем не только в России, но и в Белоруссии, в странах СНГ. Ой, по пальцам не сосчитать, где я только не выступал. Скоро я еще и сольник выпущу, материал готов, только названия пока нет.
- Заявки на концерты ты сам даешь?
- Я ничем не занимаюсь. Но если это в Самаре, это конечно через нас проходит. И вообще меня волнует прибыль, а не слава.
- Точно? Тогда сколько стоит сходить на твой концерт?
- А по-разному. Достигает 300 рублей, правда, такие цены только в Москве. Например, я выступал в клубе «Точка» на фестивале рэп-музыки.
- Где ты записываешься?
- Я записываюсь в компании «100%». Она находится в Москве и связана с именами участников «Bad Ballans» Шеffом и Купером. У меня с ними контракт.
- Выходит, ты лично знаешь отечественных рэп-исполнителей?
- Конечно, я знаю всех - Шеffа, Купера, «Бэд би», «Касту», «Злого Духа». Короче, всех. Я со всеми лично общался и со всеми выступал на одной сцене, кроме Касты. Но у меня к «Касте» неприязнь. Мне вообще не нравятся, тексты у них г… полное, и они сами г…, а не пацаны. По пацановским понятиям, они никто. Только музыка хорошая, но как они читают! «Извините, мы заняты!» Это просто отстой, весь их слэнг, говор. Я не желаю об этом разговаривать.
- А что ты думаешь про Децла? Ты с ним лично знаком?
- Вообще-то нет. Я с ним немного общался много лет назад, когда он приезжал с Дельфином в Самару. Тогда он был еще Децлом, а сейчас он под другим именем, Ля Трюк или как его там зовут. Ничего, нормальный парень. Абсолютно свой пацан.
«Я пишу для реальных пацанов»
- Вот ты начал заниматься рэпом, когда еще был тинэйджером. И что тебя побудило?
- Безделье меня побудило. Рэперы ведь бездельники. Им главное- написать, выступить, бабки получить и нарезаться. Ну, или купить себе шмотку, чтоб похвастаться: «Глянь, что я себе купил!».
- Ну а как же талант, чтобы рифмовать?
- Я понятия «талант» не признаю. Умение рифмовать - это наработанный с годами навык. Вот и все.
- Ты не выглядишь как рэп-поэт. Ты выходишь на сцену, а все ждут крутого рэпера в широких спущенных штанах, трусы наружу. Таков сложившийся стереотип рэпера.
- А мне плевать на эти стереотипы. Я пришел, чтобы разрушить стереотипы. Это имидж для девочек-припевочек и для малолетних мальчишек-рэперов. Мой рэп - это не музыка для малолеток. Я пишу для реальных пацанов.
- Ты занимаешься только рэпом, ты не работаешь?
- Работаю в нескольких местах, на двух работах. Ничего не связано с рэпом.
- Думаешь, на рэпе не заработаешь?
- Нет, конечно, если только твой папа - не Толмацкий (Имеет в виду отца Децла. - Авт.). Вообще в шоу-бизнесе, чтобы зарабатывать деньги, нужно сначала в него вложить! И не значит, что они окупятся. Я с этой фигней сталкивался.
- У тебя, значит, этих денег нет?
- Ну, конечно нет. Кто мне ссуду-то даст? Я не гей и не девочка красивая.
«Я пишу только для пацанов, и только о хорошем»
- О чем твои речитативы?
- Я читаю о том, что реально нужно реальному пацану. Это телки, бабки, бары. Пацанам нужно посидеть в машине, где-то там еще расслабиться. Как раз для таких моментов мои тексты. Я пишу только для пацанов. И я читаю только о хорошем. О той жизни, которая происходит у пацанов.
Одну мою песню в Интернете раскритиковали, что, типа, такое нельзя писать, что это пошло. Эта песня была про то, как я пришел к телке, когда ее муж был на работе... И мне сказали, что вроде как об этом нельзя писать. Как нельзя, если это правда?! Это жизнь, так и есть. Или про телку, которую в нашей компании многие любили. Это же правда жизни! А эти малолетки рэперы пишут непонятно о чем. Например, что они где-то там нажрались, их «повязали», что телки все на них вешаются! Малолеткам можно об этом писать. Но ведь это неправда. Да если бы так было, я бы сам там всю жизнь жил.
- То, что происходит в мире, тебе дает какую-нибудь информацию?
- Да мне плевать на политику! Никогда не голосовал. Я не лезу в политику, мне абсолютно плевать, что в новостях. Я никогда не буду реагировать на события в мире, на теракты и т.д. Зачем заставлять людей, которые все это пережили, еще раз переживать? Зачем еще раз напоминать им о том, что хочется забыть. О, конечно, теракты. Щас я начну о них писать, что я, дебил, что ли, о горе писать? В мире горя и так хватает, щас я буду еще грузить людей. Лишний раз душу бередить тем, кто потерял близких, и людям на мозги капать, что все плохо. Нет, увольте меня. Мне подавай веселье. Народу нужно веселья, народу нужно зрелищ, «опиума» ему давайте. А об этом не буду писать, никогда не буду.
- Ладно, лучше расскажи, как сочиняется рэп?
- Надеваешь наушники и пишешь, когда хочешь (см. фильм «Восьмая миля», тогда поймешь, о чем речь. - Авт.).
- А что в наушниках играет в это время?
- DJ Башка непременно. Так и напишите.
- Ты помимо рэпа что-нибудь слушаешь?
- Да много что слушаю.
- Как насчет Deep Purple, который к нам приезжает?
- А это когда будет?
- Семнадцатого октября.
- А почему бы и нет, посмотрим, как там со временем будет.
- Некоторые рэперы могут выходить на сцену и петь, то, что видят, у вас такое бывает?
- Я не придурок, чтобы петь то, что вижу. Я могу рифмовать по ходу на сцене.
- Сможешь что-нибудь сейчас срифмовать для нашей газеты?
- Потом, когда вы выключите свой диктофон. Я не люблю, когда мое творчество кто-то записывает на диктофон или на камеру.
- Чего хотят достичь парни, которые, как ты, занимаются рэпом?
- Для начала известности.
«По понятиям»
- Вот ты все говоришь «пацаны». Что значит для рэпера «по понятиям»?
- Понятия, по которым живет настоящий пацан.
- Расскажи хотя бы о нескольких пацанских понятиях.
- Они же не написаны. Была бы книга, я бы открыл и сказал, какие там пацанские понятия. Можешь как чмо жить, можешь как человек.
- А если бы ты писал об этом книгу, о чем бы она была?
- Мне пока есть чем на досуге заняться. Еще не хватало книжки такие расписывать.
- Ты же пацан и живешь по этим понятиям.
- Я не пацан и не мужик!
- А кто ты?
- Не знаю, парень. Уже не юноша, но парень.
- Раньше ты писал о проблеме отцов и детей?
- Вы про понимание между детьми и родителями спрашиваете? Сочинял, но врагами они в моих произведениях не были. Слушайте меня внимательно! Дети и отцы должны жить так, как должны жить - реально. Отец воспитывает сына, мать - дочь. И никому никуда не надо лезть и никаких проблем!
- У тебя у самого-то как с родителями было?
- Ну, не знаю. В меня родители мало что вложили.
- А кто тебя воспитал? Сам? Улица?
- Да сам воспитывался. А улица... знаешь, пускай те подростки, которые гордо кричат о том, что их воспитала улица, живут там! Я не понимаю этого выражения! Я не представляю себе, как можно воспитаться на улице! Это знаете как называется? Это стадо! А я принцип стадности не понимаю. Стадо для меня - это быдлятина. Я быдлу ненавижу. Я высокоинтеллектуальный человек! Но мат - это способ самовыражения и чувств. А я очень эмоциональный.
- Вот мы говорили про отцов и детей, себя-то ты представляешь отцом?
- Не знаю… Это в далеком будущем!
- Не зарекайся.
- Да не будет этого ближайшие семь лет точно!
- А через семь лет как будешь воспитывать своего ребенка?
- Не знаю, вот когда мне через семь лет стукнет сколько стукнет, тогда и можно об этом говорить. Чтобы воспитывать ребенка, нужно испытать отцовское чувство, а как я сейчас могу это сделать?
Конфликты, столкновение с внешним миром
- У тебя были конфликты со скинхедами?
- Нет, конечно. Они все мои друзья, реальные пацаны. Я говорю не о тех малолетках, которые натягивают платки на рот и ходят в гриндерах, сшибая всех, кто им не понравился, а о скинхедах по понятиям.
- При этом рэперы пропагандируют культуру афроамериканцев?
- Мне глубоко плевать на это. Я горд тем, что я русский. Конечно, не блондин с голубыми глазами... Что теперь поделаешь, ведь рэп - это наша музыка, русская музыка.
- Если это не бритоголовые парни, тогда с какими другими проблемами рэперы сталкиваются сегодня?
- Я не знаю… Вообще, я не рэпер, я поэт. Начнем с того, что я уже взрослый дядька (Капе 24 г.), поэтому как-то не солидно называть меня рэпером.
- Ну, хорошо, а «взрослого дядьку» милиционеры когда-нибудь забирали?
- (Смеется). Забирали конечно! Все нормально. Чаем с бутербродами они нас угощали, кофе, коньяк и все такое. Шутка, конечно. Но милицию мы уважаем, претензий к ней нет. Бывают, конечно, лохи, но в целом мы их уважаем. Есть там нормальные пацаны.
- Что ж вы вытворяете? Стекла бьете?
- Такого не было. Зато был случай, когда мы, пьяные, оскорбили помощника депутата, после чего нас и увезли менты. Это было перед выборами. Он подъехал к одному дому, не буду говорить какому. Там народ собрался, агитация происходила. Недалеко отряд был, ну он их и позвал, чтоб нас забрать.
- А что ж вы ему наговорили-то?
- То, что он ничего не умеет делать, то, что он ничего не будет делать для народа. Мы говорили: «Не верьте ему, они все козлы!» Это все, что мы ему сказали. Матом мы его не крыли… До ночи нас продержали.
- Выходит, пострадал ты за свободу слова…
- Да, вполне можно сказать и так.
«Да что за девочка такая, которая слово в слово произносит мои матные тексты?»
- Капа, как насчет поклонниц? Фанатки есть?
- Конечно есть. Мобильник мой мучают, больше они ничего не делают. Я уже задолбался номер телефона постоянно менять. Раньше брали автографы, а теперь меня редко где можно увидеть. Только не надо об этих девочках-поклонницах. Мне так это уже надоело. Это музыка пацанская. Девчонкам тут места нет. Я как-то шел по рынку и слышал, как эти девочки читают вслух мои пошлые песни. Да что за девочка такая, которая слово в слово произносит мои матные тексты? Что даже такие темы они слушают, им по фигу на все. Молодежь «обычала» уже полностью, она истощилась уже, их дети такими же будут.
- У тебя в разговоре нотки прямо как у Жириновского.
- Поймите, рэпер должен быть оратором в первую очередь, быстро на все реагировать. И при этом всегда давить на свою правоту, чтобы никто не мог тебя оспорить. Все. Нужно уметь не рэп читать, а уметь всех грузить. Но не особо загружать человека, а оставлять его в подавленном состоянии, а потом еще раз поднимать или опускать снова. Манипулировать людьми - это искусство. Я не волшебник, я только учусь.
«А самый мой любимый чувак - это Омар Хайям»
- Твое творчество меняется с возрастом? Было такое, что сейчас ты поешь об этом, а завтра противоречишь себе?
- Нет, конечно, просто мы растем, и в творчестве что-то добавляется, больше знаний, больше красок.
- Хорошо, ты читать любишь?
- Люблю, детективы, фантастику. Сократа люблю. А самый мой любимый чувак - это Омар Хайям, вот что я вам скажу! Он четверостишия сочиняет. А раньше он математиком был, а потом запил и подумал: а на фига я математикой занимался - и стал писать. Баян Ширянов тоже ничего.
- Мы не считаем его писателем.
- Пушкин сейчас тоже герой, а раньше на него забивали. Народ принимает все спустя столетия. Столько людей было признано после их смерти, сколько горбатилось на то, чтобы сейчас Россия стала страной, в которой сосредоточена вся мировая классика. Представляете, сколько людей зря умерло, не признанных и талантливых. Вот вы говорите «таланты». А я считаю, что они просто бездельники и лоботрясы.
- То есть ты хочешь, чтобы тебя признали не после смерти, а сейчас?
- Я не хочу, чтобы меня вообще признавали! Для меня это хобби, вы поймите. Тем более у меня есть лейбл, я могу выпустить свой альбом, и меня будет слышать вся страна. Знаете, какое это ощущение, что тебя будет слышать не только парень в твоем районе, но и вся Россия! Возможно, эти кассеты с дисками вообще в Европу укатят. И я горд. И я могу потом своим детям похвастаться если они у меня будут: ваш папка вот такой понтовый был. Все. Может, ради этого я сейчас и занимаюсь. А может, потому, что я очень люблю гордиться сам собой.
- Рэпер - это вообще ум или подвешенный язык?
- Я не знаю, что такое в первую очередь рэпер… Что-то вообще на ум ничего не приходит. То и другое. Ну, вы и вопросы задаете. Они меня грузят. Слишком глубоко.
- Ну так давайте легкий вопрос: рекламу на радио делаете?
- Да, было такое. На жизнь хватает, на презервативы с кока-колой…
***
«Ну чё? Удовлетворены?» - Не дождавшись ответа, Капа встал и направился к двери. Сказал, что у него срочные, просто неотложные дела. Мы еще долго не могли прийти в себя, и все думали, куда это повернула рэп-культура? Нынче рэпер - не рэпер, а поэт. А рэп, который раньше помогал подростку реализовать себя и благополучно войти во взрослый мир, стал предназначаться вдруг «реальным пацанам с понятиями»…